Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе

Утверждены Приказом МПС России от 16.06.2003 N 19 (в ред. Приказа Минтранса РФ от 19.08.2009 N 138)

Настоящие правила разработаны в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170) (далее - Устав) и регулируют условия перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе.
1. К перевозке железнодорожным транспортом в открытом железнодорожном подвижном составе (полувагон, платформа) допускаются грузы, включенные в соответствующий перечень, утверждаемый Министерством транспорта Российской Федерации. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 19.08.2009 N 138) Наименования грузов, указанных в перечне, соответствуют Алфавитному перечню грузов Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (АЕТСНГ).
2. К перевозке в открытом подвижном составе допускаются: тарно-штучные грузы, которые по своим размерам и массе не могут перевозиться в других видах вагонов, в контейнерах; грузы, перевозимые навалом и насыпью, не требующие защиты от атмосферных осадков.
3. В открытом подвижном составе не допускается перевозка грузов, которые по своим свойствам, свойствам тары, упаковки под влиянием атмосферных осадков и внешних воздействий могут быть повреждены, уничтожены, вызвать повреждение вагонов, нарушение работы рельсовых цепей либо стать источником аварийных ситуаций.
4. Род и вид открытого подвижного состава выбирается грузоотправителем в зависимости от свойств груза, вида применяемых для его погрузки, выгрузки сооружений, устройств, механизмов. При осуществлении погрузочно-разгрузочных работ должны выполняться требования ГОСТ 22235-76, нормативных правовых актов, содержащих требования по обеспечению сохранности вагонов.
5. Размещение и крепление грузов в открытом подвижном составе производится в соответствии с действующими на железнодорожном транспорте техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утверждаемыми Министерством транспорта Российской Федерации. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 19.08.2009 N 138)
6. Для упаковки груза, перевозимого в открытом подвижном составе, в зависимости от его свойств, применяется транспортная тара, отвечающая требованиям соответствующих стандартов, технических условий. Применение легкогорючих материалов для упаковки и укрытия грузов при перевозке в открытом подвижном составе не допускается.
7. Перевозка в открытом подвижном составе опасных грузов производится в соответствии с правилами перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом. Перевозка автотракторной техники в открытом подвижном составе производится с соблюдением требований правил перевозок железнодорожным транспортом автотракторной техники.
8. Лом, отходы черных и цветных металлов и сплавы из них предъявляются к перевозке в открытом подвижном составе в подготовленном в соответствии со стандартами состоянии, обезвреженными от взрывоопасных, пожароопасных и радиоактивных материалов, очищенными от вредных химических веществ. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 19.08.2009 N 138) Лом, отходы цветных металлов и сплавы из них предъявляются к перевозке в открытом подвижном составе только спрессованными в пакеты массой не менее 300 кг или в специализированных контейнерах. При предъявлении указанных грузов к перевозке грузоотправитель прикладывает к перевозочным документам подписанный им и датированный днем погрузки груза документ, удостоверяющий, что груз находится в безопасном для железнодорожной перевозки состоянии, металлолом обезврежен от огневзрывоопасных материалов, а также документ о радиационной безопасности груза, выданный в установленном порядке. (абзац введен Приказом Минтранса РФ от 19.08.2009 N 138)
9. Перед погрузкой грузов, содержащих мелкие фракции, грузоотправитель обязан убедиться в том, что перевозка предъявленного в открытом подвижном составе груза не вызовет его потерь, загрязнения им железнодорожного пути и окружающей среды. Если при исправности платформы или кузова вагона потери груза возможны через конструктивные зазоры, то грузоотправитель принимает дополнительные меры против просыпания для обеспечения сохранности груза.
10. При погрузке в открытый подвижной состав грузов, содержащих мелкие фракции, грузоотправителем принимаются меры, предотвращающие выдувание мелких частиц груза при движении, а также осыпание груза в случаях погрузки его выше уровня бортов вагонов (с "шапкой"). Указанные меры разрабатываются грузоотправителем для каждого вида груза. Поверхность груза во всех случаях, кроме сортовых и рядовых углей, брикетов, отправляемых на сортировочные установки обогатительных фабрик, должна быть разровнена и уплотнена в соответствии с оформленной грузоотправителем и согласованной с перевозчиком инструкцией. При этом "шапка" должна иметь в поперечном сечении форму трапеции. Нижнее основание "шапки" после уплотнения груза не должно быть выше уровня бортов кузова вагона. Для разравнивания и уплотнения грузов в вагонах могут применяться механизированные установки и другие приспособления по согласованию с владельцами вагонов. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 19.08.2009 N 138)
11. В случаях погрузки минерально-строительных грузов выше бортов вагона основание "шапки" груза должно быть ниже уровня бортов не менее чем на 50 мм.
12. Уплотнение грузов механизированными установками и применение других способов должны обеспечивать сохранность грузов и вагонов в соответствии с ГОСТом 22235-76.
13. Грузы, подвергающиеся смерзанию, должны подготавливаться и перевозиться в соответствии с настоящими Правилами с учетом особенностей, предусмотренных правилами перевозок смерзающихся грузов железнодорожным транспортом. (п. 13 в ред. Приказа Минтранса РФ от 19.08.2009 N 138)